Методология обобщенной оценки состояния реализации национальных интересов страны

В мировой политические науке i практике термин «национальные интересы» (НЕТ) не имеет однозначного определения. Согласно современным демократическим стандартам при развитии независимой страны нужно исходить из того принципиального положения, что НЕТ не ограничиваются интересами людей одной определенной национальности или этнической группы.
Деньги под Залог Птс Автомобиля

Национальные интересы — это целостный комплекс взаимосвязанных интересов гражданина, общества и государства. То есть это общая система интересов нации (народа) как сообщества людей, которые являются гражданами одного государства . При этом государственные интересы, в отличие от приоритетов времен Советского Союза, только одной из составляющих системы НЕТ. Понятие НЕТ по своему содержанию значительно шире. Во-первых, потому, что, кроме интересов государства, они включают интересы граждан этого государства и интересы общества, в котором они живут i которое составляют. Во-вторых, ни страны нельзя свести к простой сумме интересов государства, общества i каждого отдельного гражданина. Это — органическая взаимосвязь, система жизненно важных интересов человека, общества i государства, в каком именно интересы человека должны занимать приоритетное место. Г. П.Ситник определяет национальный интерес как осознанную обществом, выраженную элитой и утвержденную законодательством жизненно необходимую / важную потребность всех (большинства — В. С.) членов общества. НЕТ представляют общие интересы всех членов общества, которые реализуются (должны реализоваться — В. С.) через систему государственного управления страны .

По своей функции в государственном управлении НЕТ рассматриваются как цели государственного развития при разработке его сценариев и в процессе стратегического планирования. При оценке результативности государственного управления состояние реализации НЕТ выступает в функции оценочных параметров так же, как и при определении угроз национальной безопасности . В последнее время термин национальные интересы широко используется в внутриполитической дискурсе Украины .

Итак, понятие национальных интересов является многомерной и многофункциональным. Поэтому для обеспечения гармоничного развития страны необходимо четко осознавать экономические, социальные, экологические, внутрiшньополiтичнi, международные и другие аспекты национальных интересов этой страны, их органический взаимосвязь и обобщенную оценку в каждой конкретной ситуации.

Первоочередной задачей сегодня является исследования в связи с НИ Украины механизмов самосохранения страны, человека, общества i государства, комплексный анализ условий стабильного i безопасного развития экономических, политических, социальных, экологических, демографических, интеллектуально-культурных интересов страны. Крайне необходимым является потребность научно обоснованной оценки имеющихся экономических, политических, социальных, государственных возможностей i потребностей, определения приоритетных направлений реализации национальных интересов Украины.

Следует особо отметить, что рядом с проблемой построения системы национальных интересов возникает не менее сложная проблема актуализации (поддержки) этой концептуальной модели и последовательного измерения (мониторинга) состояния реализации НЕТ и их приоритетов. В конце XX — начале XXI в. в Украине наблюдается вторая волна осознание задача определения и оценки НЕТ, на что указывает их активное обсуждение в работах В. Богдановича, Власюк, А. Гальчинского, А. Гончаренко, В. Горбулина, Г. Пастернак-Таранущенко, И. Романова, В. Саламатов, Г. Ситника . Группа авторов, в которой можно отнести работы В. Горбулина, А. Гальчинского с соавторами, Г. Ситника, оказывают чисто качественную оценку состояния национальной безопасности Украины без обсуждения методики ее осуществления, рассматривают общие сценарии развития ситуации и приходят к выводу о настоятельной необходимости осознания собственных НЕТ Украины в общемировом контексте, определение стратегических приоритетов и поиск наиболее эффективных путей и средств надежной защиты НЕТ . Исследовательская группа А. Власюка применяет анализ иерархий экспертных оценок стратегических направлений и мероприятий по реализации экономической политики . В работах Г. Пастернак-Таранущенко предложенное определение критериальных оценок по определенным параметрам национальной безопасности, которые можно соотнести с проблематикой НЕТ . Исследование НЕТ Украины, которые проводятся в Таврическом университете под руководством профессора Р. Зиммермана, выводят проблему НЕТ Украины в публичную сферу, привлекая к определению приоритетов внутренней и внешней политики представителей различных заинтересованных сторон . При этом, пока что, опубликована именно методология определения приоритетов в перечне НЕТ и не рассматривается именно состояние их реализации.

Однако создается впечатление, что каждый из перечисленных методических направлений исследования НЕТ Украины существуют отдельно друг от друга. На сегодня еще не существует общепризнанной методики оценки НЕТ Украины, и, возможно именно поэтому, дискуссии вокруг НЕТ Украины в основном имеют идеолого-политический и методологический характер. Видимо система государственного управления Украины еще не готова работать с четко определенной системой НЕТ страны? Вместе с тем такая ситуация предоставляет еще один шанс отечественной научной общественности подготовиться к предоставлению определенного ответа на критическое задача применения концепции НЕТ страны в практике государственного управления.

Целью данной статьи является описание квазифункциональнои модели национальных интересов страны как этап разработки общей процедуры оценки состояния НЕТ, которая позволит объединить в единую систему различные подходы по применению результатов оценочных исследований в государственном управлении, а также представление части эмпирических результатов, полученных на основе предложенной модели.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.